В рамках перекрестного Года Италии и итальянского языка в России и Года России и русского языка в Италии 2011 — в программе фестиваля в Канске будут показаны фильмы, отобранные кураторами одного из главных мировых фестивалей «Международного Венецианского кинофестиваля», который пройдет в этом году уже в 68-й раз.
ИТАЛЬЯНСКИЕ ПРОГРАММЫ на Международном Канском Видео Фестивале
В Итальянском кинематографе цыплят считают не по осени, а летом. В этом году подвели итоги прошедшего киногода и изумились: планка итальянского кино в прокате по отношению к американскому достигла 44%. Впору продавать рецепты удачи? Получилось это, прежде всего, за счет доморощенных комедий. Местный комик Кекко Дзалоне однажды утром проснулся знаменитым и богатым: на его фильмах побывало больше 5 млн. зрителей. Его творческий псевдоним основан на игре слов: Checco Zalone=Che cozzalone, «ну, что за перец такой», в иронично вольном переводе. Успех этого «перца» обусловлен давно сложившейся парадигмой, объясняющей взлет комедии в Италии: в трагикомических перипетиях итальянской современной жизни предпочтение отдается стороне комической. Ключ иронического эпоса и есть ключ к пониманию успеха комедий. Итальянцы не стали клонировать американскую модель дебильноватой подростковой комедии и разработали свою, основанную на социальной реальности 2000х.
В итальянский фокус Канского видео фестиваля, сделанный в рамках перекрестного года, включены самые новые фильмы, вышедшие в прокат с конца прошлого года до июля 2011 – все цыплята свежие. Посмотрев хотя бы 3 фильма подряд, российский зритель привыкнет к лицам актеров, как к лицам соседей: в успешных фильмах играет «победный состав» сегодняшнего киноматографа страны: красавец Рауль Бова, смешной Рокко Папалео, утонченная Барбора Бобулова, воплощение красоты по-итальянски Амбра Анджолини. Из фильма в фильм они проносят дыхание новой итальянской реальности в эпоху глобализации. А чем живут итальянцы в эту эпоху станет понятно из двух программ, посвященных анализу того кинематографа, который отражает запросы и чаяния этих лет.
Одна программа гордо называется «Давай кассу!» и посвящена самым успешным в прокате фильмам, вторая дает понять, каким способом развивается новый гомункулус: «авторский мейнстрим», не желающий следовать рецептам успешного изготовления кинопродукта, но и не старающийся самоутвердиться как чисто авторское кино. Эта короткая программа «Острова, побережья и снега» включает всего 3 фильма: Остров – это неизвестная нам Сицилия, побережье – это путешествие через регион Базиликата и снега -это поездка из Венеции в Москву и обратно и еще раз обратно и ….
И рядом с опознавательными знаками Италии мы поставили экспериментальные программы, в которые включены фильмы, сознательно выбравшие другую формулу. Это независимые картины, нашедшие способ существования и реализации на тонкой грани частного производства и институциональной поддержки. Сознательно не имеющие за спиной продюсера-мейджора, эти режиссеры создают необычайно интересные фильмы: группа Запрудер, творящая шедевры экспериментального 3Д в сердце Италии (географически рассуждая) и Элизабетта Сгарби, уже не первый год снимающая удивительные арт-картины.
Таким образом, итальянская программа Международного Канского видео фестиваля постаралась передать дух фестиваля: культуртрегерскую традицию ознакомления с новой культурой и представление артхаусных независимых проектов. Слово за зрителем!
Ульяна Ковалева, Алена Шумакова